День кита отмечается с 19 февраля 1986 г., когда после 200 лет беспощадного истребления этих млекопитающих Международная китовая комиссия (МКК) ввела запрет на китовый промысел.
В настоящее время в пределах акваторий стран-членов МКК разрешены только аборигенный промысел китов исключительно для удовлетворения потребностей коренного населения, а также изъятие китов в научных целях по специальным разрешениям правительств.
Однако в ряде стран не членов МКК промысел морских млекопитающих до последнего времени определяет жизнь прибрежного населения и является основой его хозяйственного уклада.
В Охотском море у берегов нашей страны обитают многочисленные виды китов, дельфинов, морских котиков и тюленей. Многие из них занесены в Красную книгу Российской Федерации и Международного союза охраны природы.
Наиболее уязвимой и малочисленной является охотско-корейская (западная) популяция серых китов. Интенсивная охота на эту популяцию велась японскими китобоями, начиная с конца XVI в. В середине XIX в. гарпунный промысел европейских, американских и корейских китобоев поставил популяцию на грань исчезновения. В 1974 г. считалось, что она вообще вымерла, но в 1977 г. было совершено «повторное открытие» этой популяции — оказалось, что немногочисленное стадо этих китов чудом выжило и продолжает приходить на летний нагул к берегам Северо-Восточного Сахалина. Ее численность в настоящее время оценивается в 150 особей. За ней ведутся тщательные наблюдения, включая спутниковое мечение.
В мире существует еще одна популяция серых китов — чукотско-калифорнийская (восточная), которая находится в более благополучном состоянии, чем охотско-корейская и имеет большую численность — несколько тысяч особей.
На акватории, прилегающей к северо-восточному побережью Сахалина, осуществляется экологический мониторинг с участием зарубежных научных и природоохранных организаций. Результаты наблюдений в период с 1994 г. по сегодняшний день показывают, что количество нагуливающихся у северо-восточного побережья Сахалина серых китов, относящихся к охотско-корейской популяции, не уменьшается. Устойчивых негативных тенденций в распределении, питании и проведении китов не отмечено.
К сожалению, страны, не вошедшие в МКК (Гренада, Доминикана, Сент-Люсия и др.) или выведшие из нее, продолжают китобойный промысел.
Ряд стран, занимающихся китобойным промыслом (Исландия, Гренландия, Норвегия, Фарерские острова и часть Канады) создали Комиссию по Морским Млекопитающим Северной Атлантики — отдельную организацию, осуществляющую контроль промыслов китов и тюленей, а также вопросы освоения ресурсов морских млекопитающих.
Справка: в странах-членах ММК разрешены только аборигенный промысел китов исключительно для эскимосов и чукчей, а также изъятие китов в научных целях по специальным разрешениям правительств.
В рамках аборигенного промысла по рекомендации Научного комитета МКК, России и США выделяется совместная квота на добычу серых и гренландских китов, обитающих в Беринговом и Чукотском морях. Квота распределяется таким образом, чтобы не нанести вреда популяциям китов. Так, из 20 тысяч серых китов чукотско-калифорнийской популяции разрешается добывать 135 китов в год, но реальная добыча значительно меньше.
При обсуждении вопроса о выделении аборигенной квоты на сессиях МКК присутствуют представители природоохранных организаций, включая Всемирный фонд дикой природы и Международный союз охраны природы.
Пресс-служба Минприроды России
|